В прошлую субботу ездили на велосипедах от Осиновецкого маяка до Кузьмолово через Ржевский полигон.
Доехали на электричке от Финбана до конечной станции "Ладожское озеро", сперва осмотрели достопримечательности около неё - памятник кораблям Дороги Жизни и паровоз Эш-4375 («Комсомолец»), который работал на Дороге жизни блокадного Ленинграда. В паре сотен метров от станции находится Мемориальный комплекс «Ладожский курган», где братские могилы защитников Дороги жизни. По данным ОВ Мемориал там захоронено 706 человек. Рядом со станцией множество автобусов с китайскими туристами. Возможная непогода распугала всех отдыхающих, а так там рядом неплохой пляж с беседками.
Дальше проезжаем мимо филиала Центрального военно-морского музея «Дорога жизни». Увы - мимо, потому что на его посещение явно надо выделить не один час и лучше сделать это отдельной поездкой, возможно даже без велосипедов - расстояние очень небольшое от станции.
Следующая точка - Осиновецкий маяк. Брат Сторожевского, к которому мы ездили в начале мая. Построен в 1905 г.
Высота сооружения от основания - 70 метров. 365 ступеней. Высота огня маяка от уровня озера - 74 метра. Дальность видимости огня маяка - 22 км. Доступа на сам маяк, как водится, нет, но все равно он очень красивый. Есть желание посмотреть на него зимой со льда. Рядом располагается база отдыха, на которой снова толпы китайцев. На парковке находим интересный объект - бюсты героев ВОВ, явно еще советские (уж больно нелогично их расположение относительно территории базы). Хорошо хоть не снесли...
Доезжаем до мемориала "Разорванное кольцо" на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров. Рядом с мемориалом установлено подлинное 85-мм зенитное орудие. Горит Вечный огонь.
Недалеко находится мемориальный узел связи "Тройка-1", отвечавших за связь с "Большой землей". Явно отреставрированный, интересно, есть ли доступ внутрь?
На подъезде к Борисовой Гриве заметили небольшую новую церквушку. Сочли ее очень милой, а потом прочитали что она построена в честь Серафимо-Девеевской иконы Божьей Матери "Умиление". В Борисовой Гриве переехали железку и вышли на трассу "Большой бетонки". Первые несколько километров был очень хороший асфальт, но вскоре после пересения реки Морье он закончился И начались бетонные плиты различной степени убитости. Подвеска должна работать!
Заехали посмотреть на развалины бывших позиций ЗРК, устроили небольшой перекус на озере, покормили комаров. Временами начал накрапывать мелкий дождик...
Дальше по дороге осмотрели сгоревший кордон Соколье. Очень красивый дом на две семьи.
Территория бывшего дивизиона "Поляна" в/ч 28036 ПВО почти вся перекопана под добычу песка (интересно, с какой степнь законности). Ворота открыты, людей не было, получилось спокойно заехать. Строения почти все снесены.
На подъезде к озеру Волоярви нас начало мочить дождем. Радовало только одно - судя по погодной карте, основная туча шла севернее и при повороте на юг он должен был скоро закончится.
Заезжаем на дорогу по полигону. Первые километров пять - мокрая от дождя каменистая грунтовка, перед нами свежие следы чужих велосипедных шин. Доезжаем до Рогозинки, немного осматриваем территорию и решаем остановиться на обед в развалинах монтажно-испытательного комплекса. Спасибо ему за крышу над головой. А еще мы, кажется, видели лося +_+
От Рогозинки на полигонной дороге уже проложен асфальт. Юхху!
На подеъзде к Пурново встречаем других велосипедистов. И прекращается дождик. Въезжаем с основной дороги, чтобы осмотреть остатки стенда Якорь. Но по сравнению с фотографиями двухлетней давности не осталось даже развалин - все снесено. Только небольшой домик окруженный валом, уцелел. Едем по грунтовке дольше, к стенду Бастион. Туда надо будет заехать еще раз, судя по описаниям мы простили подземный бункер. Чтобы не возвращаться, едем по грунтовке дальше к мосту через реку Морье. За ним небольшой размытый участок дороги, пришлось спешиться, но в целом все проезжаемо, кроме буквально метров пятидесяти. В сухую погоду, думаю, проблем не было бы вообще.
Выезжаем на асфальт и мчим дальше до развилки в сторону Койранконгаса в центре полигона. Очень приятная дорога - асфальт, и никаких машин! Встречаем еще одних велосипедистов. После перекрестка, правда, снова начинается грунтовка с остатками булыжного мощения, но его можно объехать по краям дороги. Один из самых выматывающих участков - подъем перед Кузьмоловским карьером. Зато какой прекрасный с него спуск! Устраиваем небольшой привал на карьере, и едем к станции Кузьмолово.

Фото - vk.com/album716554_262374156
Трек - www.gpsies.com/map.do?fileId=drzerpwwkbznhrla