"Мазурку надо или танцевать хорошо, или совсем не танцевать; к сожалению, у нас танцуют ее все, и весьма немногие порядочно; хорошо же танцующие кавалеры – на редкость. Конечно, в мазурке всегда военные выигрывают перед штатскими: первых много красит мундир, шпоры, которыми они иногда чересчур позвякивают.
Трудно ручаться за ученика, что он будет хорошо танцевать мазурку, потому что это зависит от его личных способностей. Главным образом у мазуриста должен быть хорошо развит музыкальный слух; в мазурке есть такие неуловимые моменты, что предвидеть все эти тонкости комбинирования движений – невозможно; вследствие того, всякое заучивание этих движений может испортить дело. Учитель может показать и объяснить несколько pas или движений основных, общеупотребительных, но уже варьировать ими, применять их к практике, дело исполнителя. Весьма важно в мазурке – умение владеть дамой и вести ее, держать ее, так сказать, на первом плане; большинство же танцующих кавалеров, до того увлекаются выделыванием своих pas, что решительно забывают о даме и держат ее, как бы на пристяжке. Посмотрите на заядлого поляка в этом танце: – это сама грация, сама любезность; танцуя, он любуется своей дамой, наслаждается грациозностью ее движений и, варьируя свои движения, как бы аккомпанирует ей. Мне случилось однажды видеть мазурку, которую танцевал один маститый юбиляр (с польской фамилией) на своем пятидесятилетнем юбилее, – это был promenade мазурки, которого я уже более, в течении многих лет, не видал: без всяких вычурностей, на простых pas de basque и кавалер и дама сделали круг по зале, – это магнат пустившийся в танцы. – Надо было видеть, как он вел красавицу даму, как восторженно любовался ей и, без всякого эгоизма, давал возможность любоваться и окружающим. Утонченно, деликатно, мягко, без всякого шума и резких, угловатых движений, он привел в восторг все общество. Я припомнил этот случай и счел нелишним упомянуть о нем в виду того, чтобы точнее выяснить характер танца, который, к сожалению, так ужасно искажается нашим обществом. Существует и другой род мазурки, ближе, правда, подходящий к нашим русским нравам, это мазурка краковская, где танцует мелкий шляхтич и предается танцу с пылом, жаром, доходящим до какого-то ухарства; он стучит , разбрасывает ноги, размахивает руками и пляшет мазурку, так сказать, имея "душу нараспашку". Но такой танец не бальная мазурка, место этой мазурке в шинке, в дружеском подгулявшем кружке; нам до такой мазурки дела нет, нам нужна мазурка noble, панская, салонная."

Л.Стуколкин "Преподаватель и распорядитель бальных танцев..." С.-Петербург, 1890
Цитата накопана Ростиком.