Нет ничего прекраснее фрегата под полными парусами, танцующей женщины и лошади на полном скаку
Советские киносказки, их удивительный политико-правовой и мифологическо-религиозной контент.
читать дальше
Первое, что вспомнилось, так это - образ царя или короля , да и вообще - режим и форма правления.
Надо
сказать, что советский агитпроп весьма почтительно относился к
царствующим особам и даже с такой ненавистной персоной, как Николай I,
обращался вполне корректно, где-то даже с нежностью. Не то - в сказках.
Сказочные кино-монархи традиционно делились на два типа:
1. Милые маразматики (
smelding назвал их «Пуговкиными» - по фамилии артиста, иной раз изображавшего оных),
2. Неадекватные злыдни.
Но
никогда советские кино-цари не были сильными, умными (в государственном
смысле) и великими. В советской киносказке невозможно отыскать аналог
Петру Великому или, скажем, Людовику XIV - это, вероятно, нарушило бы
некую гармонию образов.

К примеру, глядя на короля из кинофильма «Золушка» ,
сложно даже себе представить, что этот человек может руководить даже
колхозом, не то что страной. Он кидает корону, ребячится и радостно
улыбается в пространство. Его сынок - интеллигентный, «книжный»
мальчик, которому всё по фигу и вообще странно, что в этой стране всё
ещё монархия, а не какой-нибудь национал-социализм. Хотя... Возможно,
монархия эта - чисто декоративная. Кто же там правит? У меня в детстве
было стойкое ощущение, что этой страной правит...Мачеха. Именно она
производит впечатление самой сильной личности, способной даже нахамить
Королю. Это что-то, вроде герцогини Мальборо при Анне Стюарт. Вариант -
Мачеха глава родовитого клана, претендующего на корону. «У меня такие связи, что сам король может позавидовать!» Но у Мачехи нет сыновей - стало быть ей (для легитимности) надо выдать одну из дочек за слабого Принца.
Это если попробовать сделать из сказки - историческую драму, вроде сериала «Тюдоры».

Можно пойти ещё дальше. Мир большинства советских киносказок - сугубо языческий по духу , несмотря на то, что постоянно мелькают слова, типа «крёстная» или «ухожу в монастырь!» Вроде как католики должны быть, ан нет.
...Сама
Мачеха, овдовев, вышла замуж не за какого-нибудь олигарха, а за
Главного Лесничего. Зачем он ей? Думете, Лесничий просто ловит
браконьеров и выписывает им штраф? Или бегает с дубинкой за туристами,
чтобы за собой мусор убирали? Нет. Лесничий не так уж прост, раз с ним
на равных треплется Король. Не просто так Мачеха выходила за него
замуж. Его дочка - Золушка тоже не так уж проста. «Готовы ли наши платья, которые я приказала тебе сшить за одну ночь?»
- спрашивает Мачеха. Сразу вспоминается способность Царевны-Лягушки за
одну ночь что-то там испечь, выткать и сшить. Потом, кино-Золушке
покровительствует Фея, носящая украшение в виде Луны. Как известно,
Луна - один из символов Дианы, богини-охотницы, обитающей в священной
роще. Не эту ли рощу контролирует Лесничий?
«Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!»
Очерчивание круга - это часть некоторых обрядов и заклинаний. Впечатляет...
С самой Мачехой - тоже не всё ясно. Две фразы настораживают. «Моя жена - женщина особенная. Её родную сестру, точно такую же, как она, съел людоед, отравился и умер» и «С удовольствием превратила бы её в лягушку, но у старухи огромные связи»
В общем, ни людоед, ни Фея (богиня Диана) с Мачехой справиться не в
состоянии. И только с воцарением Золушки Мачеха с дочерьми вынуждены
уйти. (Если вы помните, в сказке Ш.Перро Золушка «...поместила своих обеих сестёр во дворец и в тот же самый день выдала их за двух знатных царедворцев...»
В
общем, сказку можно представить, ещё и как продвинутое фэнтази про
борьбу жреческих кланов за корону. Ах да, вы спрашиваете, кто такой
мальчик-Паж? Ээээ... Это был Амур (Купидон), сбежавший от Венеры к
Диане, ибо нефиг.
Или вот сказка «Королевство Кривых Зеркал» .
Там король - тоже маразматик, но довольно мерзкий, да ещё и стиляга.
Даже если не вдаваться в то, что главные враги в фильме - изначально
были животными (попугай, коршун, жаба и гадюка), то и тут можно
вытроить интересную картину. Опять мы видим слабого и глупого монарха,
носящего корону не по праву. Реально правят Нушрок и Абаж. Именно они
(по большому счёту) создают в подвластном обществе примитивную модель
Матрицы (я провожу параллели со знаменитым американским фильмом -
кривые зеркала, показывающие мир не таким, как есть, а каким он должен быть).
Мы
опять видим теневой кабинет при полудурке-короле. С религией в этой
стране тоже сложно. Либо там у них атеизм, либо какое-нибудь тотемное
язычество - если судить по количеству «животных», находящихся у власти.
Ибо змея, коршун (хищная птица) и лягушка (жаба) весьма часто
встречаются в мифах и сказках народов мира.
Сказка «Город мастеров» тоже весьма занимательна. Вот тут интересная трактовка (сообщество
koshkin_lib)
Перед нами - некий вольный город, неизвестно кем и как управляемый.
Вернее, есть тупой Бургомистр (оказавшийся впоследствии предателем) и
его сын (которого играет Крамаров, что само по себе доставляет). В
Городе Мастеров, как и в Советском Союзе, почётен самый разный труд,
причём в обществе трудятся все и судя по бытовым привычкам девушки
Вероники - живут неплохо. Потом этот очаг развито́го социализма решает
захватить герцог франкской национальности - он носит фамилию де
Маликорн (видимо взятую автором из «Виконта де Бражелона»). Его
помощника зовут Гийом - тоже вполне цивилизованное имя. Вторгаются же
они в город, где люди носят странные имена - главный герой
(дворник-интеллигент) зовётся Караколь1., сын Бургомистра и
вовсе - Клик-Кляк (хорошо что не Ку-Клус-Клан). И только девушка носит
привычное для уха имя, хотя и языческое имя Вероника. Как и прежде,
герцог - комплексующий урод и кретин (карикатура на Ричарда III),
реальная власть у управляет Гийома - он «силовик».
1.Караколь - в конном спорте - поворот лошади кругом или на пол-оборота.

Какова
цель герцога при захвате Города? Наверное, присвоить развитую
инфраструктуру. Но не всё так просто. меня лично всегда очень смущало
здание полуразрушенного храма, в котором происходила финальная битва
Караколя с Герцогом (Вероятно, этот фрагмент так понравился
голливудским киномастерам, что они любой боевик заканчивают дракой bad
guy-a c good guy-ем на каком-нибудь заброшенном, полуразвалившемся
химкомбинате). Видно, что храм был разрушен давно и никому тут не
был нужен. То есть когда-то Город Мастеров был католическим, но потом
попов изгнали и восстановили своё родноверие. Отсюда и радость на
лицах... Так вот цель захвата - не бабло, а идея. Это - Крестовый Поход.
Вот тут можно увидеть сцены в разрушенном храме.

Интересен герб Города Мастеров, восходящий к славянской вышивке. Птица славянского бога Радогоста (Сварожича) – петух, возвещающий своим криком приход Солнца. Это явная солярная атрибутика. В таком случае, прототип Города Мастеров - Ретра - город-святилище Радогоста на территории нынешней Германии. Город Ретра в X-XII вв. постоянно отражал попытки католических орд, но в 1127 году город был окончательно сожжён.
Однако
разрушенный католический храм используется жрицами Города Мастеров для
своих обрядов, ибо чаще всего храмы иной раз на месте порушенных капищ.
Стало быть место - намоленное. Сражённого стрелой Караколя, оживляет
(или превращает в зомби?) жрица и он идёт мочить псов-рыцарей...
Да. Славянское фэнтази можно сделать из чего угодно.
Занимательна
сцена битвы людей герцога с повстанцами. Хотели сделать что-то а-ля
«Александр Невский», но получился какой-то растрел питерских рабочих,
«Кровавое воскресенье» - посмотрите ролик в конце постинга. Более того
- вслушайтесь в музыку, под которую солдаты герцога прут на горожан -
первые 4 ноты - это ни что иное, как «Боже, царя храни».
Но особо радует меня сказка «Огонь, вода и медные трубы» . Это вообще какой-то хулиганский фьюжн, который взрослые люди делали для себя, как будто в КВН играли.
К примеру, шикарна сцена знакомства главных положительных персонажей.
-Ты кто?
-Я? Никто?
-И я никто.
-Я козочку пасу.
-А я уголь жгу.
Концептуально. Кустурица отдыхает.

Обратите внимание на стату́ю позади царской фамилии - это ж типовая гипсовая пионерка, только с формами Венеры....
Ну,
в этом фильме цари - особенно классичны. Безволие на грани кретинизма,
ощущение полной незаинтересованности в делах общества - вот их основные
черты. Вокруг них гуртуются какие-то министры и бояре, вообще ни фига
не делающие. Это цари земные. Но есть ещё и Кощей, бегающий в
кайзеровской каске и морской царь, производящий ничуть не лучшее
впечатление, чем цари на Земле. Что в этом фильме особо интересно? То,
что главный герой на своём пути встречает сразу двух царей, живущих
недалеко друг от друга, означает, что государства эти маленькие и там
царит не то феодальная раздробленноть, не то развал бывшей империи,
причём античной, что характерно...

...Перед
нами - типичный обломок античной цивилизации. Они приносят жертвы
Посейдону, которого называют морским царём, у них там вполне античный пейзаж и
имеются вполне сформировавшиеся философские школы (толпа мужиков в
тогах, спорящих о ерунде и занимающихся софистикой). Главного героя
увенчивают лавровым венком, осыпают его розовыми лепестками и надевают
на него римский пурпур... В общем, есть над чем призадуматься...
Из мультфильмов особо хочу отметить один - «Фока - на все руки дока» . Как говорят в Одессе «Это щто-то особенного».
Те, кто мне его посоветовали, знали, что он конктретно мне доставит...
Понятное дело, что царь, как всегда - маразматик, но при этом срисован
он с незабвенного Николая Павловича (как его изображали на английских
карикатурах времён Крымской войны - то есть с лысинкой, бакенбардами и
сапогами). Нереально радуют и остальные персонажи. К примеру, царевна -
платье стиля New Look в том виде, как их шили в 1947 году она сочетает
с напудренным париком. Женихи царевны - тоже невыносимо хороши - один
просто настоящий Louis Quatorze при парике-аллонж, другой - нечто
среднее между викингом и рыцарем (притаскивает золото в ладье). Вот они - красавцы.

В общем, те, кто меня хорошо знают, поняли, что у меня от увиденного будет полный отвал башки и тотальный вынос мозга.
Хотела
ещё написать про «Кольца Альманзора», но поняла, что почти не помню
этот фильм. Единственное, что меня всегда умиляло, так это имя
волшебника, потому что Альманзор - это второй халиф из дома Аббассидов,
712-775 гг., царствовал с 754, основал Багдад. Такие-то дела, дорогие
читатели. Это я к чему? К тому, что люди, когда создают нечто
фантазийное (вроде сказок), они как Остап, вываливают всё, что знают о мехах...
читать дальше
Первое, что вспомнилось, так это - образ царя или короля , да и вообще - режим и форма правления.
Надо
сказать, что советский агитпроп весьма почтительно относился к
царствующим особам и даже с такой ненавистной персоной, как Николай I,
обращался вполне корректно, где-то даже с нежностью. Не то - в сказках.
Сказочные кино-монархи традиционно делились на два типа:
1. Милые маразматики (

2. Неадекватные злыдни.
Но
никогда советские кино-цари не были сильными, умными (в государственном
смысле) и великими. В советской киносказке невозможно отыскать аналог
Петру Великому или, скажем, Людовику XIV - это, вероятно, нарушило бы
некую гармонию образов.


сложно даже себе представить, что этот человек может руководить даже
колхозом, не то что страной. Он кидает корону, ребячится и радостно
улыбается в пространство. Его сынок - интеллигентный, «книжный»
мальчик, которому всё по фигу и вообще странно, что в этой стране всё
ещё монархия, а не какой-нибудь национал-социализм. Хотя... Возможно,
монархия эта - чисто декоративная. Кто же там правит? У меня в детстве
было стойкое ощущение, что этой страной правит...Мачеха. Именно она
производит впечатление самой сильной личности, способной даже нахамить
Королю. Это что-то, вроде герцогини Мальборо при Анне Стюарт. Вариант -
Мачеха глава родовитого клана, претендующего на корону. «У меня такие связи, что сам король может позавидовать!» Но у Мачехи нет сыновей - стало быть ей (для легитимности) надо выдать одну из дочек за слабого Принца.
Это если попробовать сделать из сказки - историческую драму, вроде сериала «Тюдоры».


Можно пойти ещё дальше. Мир большинства советских киносказок - сугубо языческий по духу , несмотря на то, что постоянно мелькают слова, типа «крёстная» или «ухожу в монастырь!» Вроде как католики должны быть, ан нет.
...Сама
Мачеха, овдовев, вышла замуж не за какого-нибудь олигарха, а за
Главного Лесничего. Зачем он ей? Думете, Лесничий просто ловит
браконьеров и выписывает им штраф? Или бегает с дубинкой за туристами,
чтобы за собой мусор убирали? Нет. Лесничий не так уж прост, раз с ним
на равных треплется Король. Не просто так Мачеха выходила за него
замуж. Его дочка - Золушка тоже не так уж проста. «Готовы ли наши платья, которые я приказала тебе сшить за одну ночь?»
- спрашивает Мачеха. Сразу вспоминается способность Царевны-Лягушки за
одну ночь что-то там испечь, выткать и сшить. Потом, кино-Золушке
покровительствует Фея, носящая украшение в виде Луны. Как известно,
Луна - один из символов Дианы, богини-охотницы, обитающей в священной
роще. Не эту ли рощу контролирует Лесничий?
«Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!»
Очерчивание круга - это часть некоторых обрядов и заклинаний. Впечатляет...


С самой Мачехой - тоже не всё ясно. Две фразы настораживают. «Моя жена - женщина особенная. Её родную сестру, точно такую же, как она, съел людоед, отравился и умер» и «С удовольствием превратила бы её в лягушку, но у старухи огромные связи»
В общем, ни людоед, ни Фея (богиня Диана) с Мачехой справиться не в
состоянии. И только с воцарением Золушки Мачеха с дочерьми вынуждены
уйти. (Если вы помните, в сказке Ш.Перро Золушка «...поместила своих обеих сестёр во дворец и в тот же самый день выдала их за двух знатных царедворцев...»
В
общем, сказку можно представить, ещё и как продвинутое фэнтази про
борьбу жреческих кланов за корону. Ах да, вы спрашиваете, кто такой
мальчик-Паж? Ээээ... Это был Амур (Купидон), сбежавший от Венеры к
Диане, ибо нефиг.
Там король - тоже маразматик, но довольно мерзкий, да ещё и стиляга.
Даже если не вдаваться в то, что главные враги в фильме - изначально
были животными (попугай, коршун, жаба и гадюка), то и тут можно
вытроить интересную картину. Опять мы видим слабого и глупого монарха,
носящего корону не по праву. Реально правят Нушрок и Абаж. Именно они
(по большому счёту) создают в подвластном обществе примитивную модель
Матрицы (я провожу параллели со знаменитым американским фильмом -
кривые зеркала, показывающие мир не таким, как есть, а каким он должен быть).


Мы
опять видим теневой кабинет при полудурке-короле. С религией в этой
стране тоже сложно. Либо там у них атеизм, либо какое-нибудь тотемное
язычество - если судить по количеству «животных», находящихся у власти.
Ибо змея, коршун (хищная птица) и лягушка (жаба) весьма часто
встречаются в мифах и сказках народов мира.

Перед нами - некий вольный город, неизвестно кем и как управляемый.
Вернее, есть тупой Бургомистр (оказавшийся впоследствии предателем) и
его сын (которого играет Крамаров, что само по себе доставляет). В
Городе Мастеров, как и в Советском Союзе, почётен самый разный труд,
причём в обществе трудятся все и судя по бытовым привычкам девушки
Вероники - живут неплохо. Потом этот очаг развито́го социализма решает
захватить герцог франкской национальности - он носит фамилию де
Маликорн (видимо взятую автором из «Виконта де Бражелона»). Его
помощника зовут Гийом - тоже вполне цивилизованное имя. Вторгаются же
они в город, где люди носят странные имена - главный герой
(дворник-интеллигент) зовётся Караколь1., сын Бургомистра и
вовсе - Клик-Кляк (хорошо что не Ку-Клус-Клан). И только девушка носит
привычное для уха имя, хотя и языческое имя Вероника. Как и прежде,
герцог - комплексующий урод и кретин (карикатура на Ричарда III),
реальная власть у управляет Гийома - он «силовик».
1.Караколь - в конном спорте - поворот лошади кругом или на пол-оборота.


Какова
цель герцога при захвате Города? Наверное, присвоить развитую
инфраструктуру. Но не всё так просто. меня лично всегда очень смущало
здание полуразрушенного храма, в котором происходила финальная битва
Караколя с Герцогом (Вероятно, этот фрагмент так понравился
голливудским киномастерам, что они любой боевик заканчивают дракой bad
guy-a c good guy-ем на каком-нибудь заброшенном, полуразвалившемся
химкомбинате). Видно, что храм был разрушен давно и никому тут не
был нужен. То есть когда-то Город Мастеров был католическим, но потом
попов изгнали и восстановили своё родноверие. Отсюда и радость на
лицах... Так вот цель захвата - не бабло, а идея. Это - Крестовый Поход.


Интересен герб Города Мастеров, восходящий к славянской вышивке. Птица славянского бога Радогоста (Сварожича) – петух, возвещающий своим криком приход Солнца. Это явная солярная атрибутика. В таком случае, прототип Города Мастеров - Ретра - город-святилище Радогоста на территории нынешней Германии. Город Ретра в X-XII вв. постоянно отражал попытки католических орд, но в 1127 году город был окончательно сожжён.
Однако
разрушенный католический храм используется жрицами Города Мастеров для
своих обрядов, ибо чаще всего храмы иной раз на месте порушенных капищ.
Стало быть место - намоленное. Сражённого стрелой Караколя, оживляет
(или превращает в зомби?) жрица и он идёт мочить псов-рыцарей...
Да. Славянское фэнтази можно сделать из чего угодно.
Занимательна
сцена битвы людей герцога с повстанцами. Хотели сделать что-то а-ля
«Александр Невский», но получился какой-то растрел питерских рабочих,
«Кровавое воскресенье» - посмотрите ролик в конце постинга. Более того
- вслушайтесь в музыку, под которую солдаты герцога прут на горожан -
первые 4 ноты - это ни что иное, как «Боже, царя храни».
К примеру, шикарна сцена знакомства главных положительных персонажей.
-Ты кто?
-Я? Никто?
-И я никто.
-Я козочку пасу.
-А я уголь жгу.
Концептуально. Кустурица отдыхает.


Ну,
в этом фильме цари - особенно классичны. Безволие на грани кретинизма,
ощущение полной незаинтересованности в делах общества - вот их основные
черты. Вокруг них гуртуются какие-то министры и бояре, вообще ни фига
не делающие. Это цари земные. Но есть ещё и Кощей, бегающий в
кайзеровской каске и морской царь, производящий ничуть не лучшее
впечатление, чем цари на Земле. Что в этом фильме особо интересно? То,
что главный герой на своём пути встречает сразу двух царей, живущих
недалеко друг от друга, означает, что государства эти маленькие и там
царит не то феодальная раздробленноть, не то развал бывшей империи,
причём античной, что характерно...


...Перед
нами - типичный обломок античной цивилизации. Они приносят жертвы
Посейдону, которого называют морским царём, у них там вполне античный пейзаж и
имеются вполне сформировавшиеся философские школы (толпа мужиков в
тогах, спорящих о ерунде и занимающихся софистикой). Главного героя
увенчивают лавровым венком, осыпают его розовыми лепестками и надевают
на него римский пурпур... В общем, есть над чем призадуматься...
Те, кто мне его посоветовали, знали, что он конктретно мне доставит...
Понятное дело, что царь, как всегда - маразматик, но при этом срисован
он с незабвенного Николая Павловича (как его изображали на английских
карикатурах времён Крымской войны - то есть с лысинкой, бакенбардами и
сапогами). Нереально радуют и остальные персонажи. К примеру, царевна -
платье стиля New Look в том виде, как их шили в 1947 году она сочетает
с напудренным париком. Женихи царевны - тоже невыносимо хороши - один
просто настоящий Louis Quatorze при парике-аллонж, другой - нечто
среднее между викингом и рыцарем (притаскивает золото в ладье). Вот они - красавцы.


В общем, те, кто меня хорошо знают, поняли, что у меня от увиденного будет полный отвал башки и тотальный вынос мозга.
ещё написать про «Кольца Альманзора», но поняла, что почти не помню
этот фильм. Единственное, что меня всегда умиляло, так это имя
волшебника, потому что Альманзор - это второй халиф из дома Аббассидов,
712-775 гг., царствовал с 754, основал Багдад. Такие-то дела, дорогие
читатели. Это я к чему? К тому, что люди, когда создают нечто
фантазийное (вроде сказок), они как Остап, вываливают всё, что знают о мехах...
@темы: Фильмы, Интересное